Печать

Развитие ботаники

. Posted in Uncategorised

Наиболее древние документальные свидетельства существования ботаники относятся к сравнительно поздним временам, к IV веку до н. э. Это труды греческого философа и естествоиспытателя Теофраста (371-286 гг. до н. э.). Имеются сведения, что и учитель Теофраста Аристотель (384-322 гг. до н. э.) также интересовался ботаникой. Развитие ботаники со времен Теофраста шло неравномерно. Подобно другим разделам знаний о природе, после довольно быстрого накопления сведений о растениях в последние века до начала нашей эры и в первые века нашей эры, в средние века темпы развития ботаники, как и других наук, резко снизились. Возрождение ботаники относят к концу XV века, а в XVI столетии начался быстрый рост ботанических знаний, выразившийся главным образом в описании новых, до тех пор неизвестных науке видов растений. Бурное развитие ботаники в эту эпоху, несомненно, было связано с переходом от книжного схоластического изучения растительного мира к исследованию окружающей природы. В связи с быстрым увеличением числа научно описанных растений, ботаники того времени уделяли основное внимание наименованию растений и способам их классификации. И то и другое осуществлялось почти исключительно на основе внешне морфологического изучения растений.

 

Из значительного числа ботаников, работавших в этом направлении в XVII-XVIII веках, особенно следует отметить знаменитого шведского ученого Карла Линнея (1707-1778). Значение Линнея в основном заключается: 1) в уточнении техники описания растений; 2) во введении и систематическом применении бинарной номенклатуры растений, состоящей в том, что название каждого вида растения составляется из двух слов, причем у видов одного рода первое слово видового наименования является общим и служит наименованием рода; 3) в разработке классификации растений.

Морфолого-систематическое изучение растительного мира, стимулируемое замечательными географическими открытиями, получило новый толчок к развитию, когда уже в XIX столетии обобщающая мысль биологов пришла к формулировке и признанию эволюционных воззрений.

Первые научные обоснования теории эволюции были созданы Ж. Б. Ламарком (1770-1832), дальнейшее широкое развитие эволюционное учение получило благодаря трудам Чарлза Дарвина (1809-1882).

Черты сходства и различий между растениями, использовавшиеся до того времени только в целях формальной классификации.

К. Линней (1707-1778)
К. Линней (1707-1778)

 

Ч. Дарвин (1809-1882)
Ч. Дарвин (1809-1882)

В свете эволюционного учения Ч. Дарвина приобрели значение показателей родственных отношений или, наоборот, отсутствия их. В связи с этим заключения о сходстве и различиях приобрели особенно ответственный характер, что и породило стремление к установлению сходства в наибольшем количестве признаков. На рубеже XVIII- XIX веков было произведено важное обобщение в виде учения о метаморфозе растительных органов. Оно связано с именами знаменитого поэта Гете, К. Ф. Вольфа (1778-1841) и особенно О. П. Декандоля (1733-1794). Согласно этому учению, разнообразие органов растительного тела сводится к немногим основным типам (стебель, лист и корень); в частности, разнообразные цветочные органы представляют с этой точки зрения видоизмененные листья. Таким образом, было положено основание особой ветви ботаники - учению о форме, или морфологии.

Начиная с середины прошлого века для целей классификации стали использовать не только признаки взрослых особей, но и те особенности, которые проявляются в течение всего процесса индивидуального развития. Те же эволюционные задачи побуждали исследователей к изучению внутреннего строения растений - его тканевого сложения и особенностей организации клеток. Эти тенденции развивались вместе с совершенствованием техники исследования. Сравнение как метод суждения о родственности классификационных групп позднее распространилось и на область биохимической характеристики растений. В целых растениях или в отдельных их клетках были выявлены специфические продукты обмена веществ. Позднее, главным образом начиная со второй четверти текущего столетия, эволюционная мысль ботаников обратилась к прямому изучению физиолого-биохимических особенностей растений в филогенетическом аспекте.

Морфолого-систематическое изучение растений имеет дело, с одной стороны, с конкретными растениями, с особями и в то же время с совокупностями особей сходного строения, за которыми еще со времен Теофраста укрепилось наименование "видов". Несмотря на то что в разные эпохи в понятие о виде вкладывали различное содержание, вид всегда рассматривали как совокупность особей, выделяемую (устанавливаемую) по сходству строения и по способности поддерживать свое существование путем воспроизведения.

Накопление сведений о видах растений и данные о распространении каждого вида по Земле привели к установлению во второй половине XVIII и в самом начале XIX столетия существования закономерных совокупностей видов, которые географически объединены в так называемые флоры. Принадлежность к одной и той же флоре в известной мере отражает сходное отношение их к физико-географической среде. Однако скоро было выяснено, что в формировании флор большую роль играет история расселения видов, рассматриваемая в связи с историей территории (развитие рельефа, изменение очертаний материков и пр.). Изучение географизма отдельных классификационных единиц и целых флор в конце XVIII и в самом начале XIX столетия вылилось в особое направление ботаники - географию растений. Одной из основных задач этого научного течения является районирование земной поверхности на основе состава флор и других проявлений растительной жизни.

В пределах однородной с ботанико-географической точки зрения территории виды растений распределены неравномерно. Одни "предпочитают" более влажные, другие более сухие места, некоторые растут исключительно на богатых почвах, другие встречаются и на бедных субстратах и т. д. Приуроченность каждого вида к более или менее определенному кругу жизненных условий нередко находится в соответствии с рядом особенностей строения растений. Закономерные связи строения растений с условиями жизни также привлекали внимание исследователей, и изучение растений в этом направлении привело к развитию экологии растений - учения об отношении растений к среде. Естественно, что виды растений, сходные в их отношении к среде, будучи распространенными в пределах однородной в ботанико-географическом смысле территории, часто растут вместе, вследствие чего в природе наблюдаются закономерно повторяющиеся сочетания видов, получившие название растительных сообществ или фитоценозов. Специальное изучение последних, принявшее систематический характер начиная с последней четверти XIX века, привело к заключению, что фитоценозы являются системами, существование которых обусловлено не только сходством экологических потребностей, но также и взаимодействием растений. Совокупность растительных сообществ той или иной территории принято называть растительным покровом. Последний является нередко предметом непосредственного хозяйственного использования (леса, луга и т. п.). Изучение растительного покрова стало развиваться особенно быстрыми темпами уже в XX столетии, и в настоящее время оно представляет предмет особой научной дисциплины - геоботаники (фитоценологии).

Второе направление в развитии ботаники - физиологическое - возникло позднее морфолого-систематического, а именно в XVII веке. Для физиологического направления характерно прежде всего широкое использование экспериментального метода.

Первые шаги физиологического исследования растений были направлены на выяснение вопросов питания. Уже во второй половине XVIII века сложились основные представления о фотосинтетической функции хлорофилльных растений (Ингенгауз, Пристли, Сенебье, Соссюр), а в первой половине XIX века были сделаны открытия, которыми определились представления и о минеральном питании (Буссенго, Либих, Сакс). Около того же времени были установлены и основные факты, на которых, главным образом во второй половине прошлого века, сложились основные черты представлений о водном режиме растений. В самом конце XVIII и в начале XIX века был установлен факт дыхания зеленых растений. Подобно фотосинтезу и минеральному питанию, дыхание стало предметом специального исследования.

Физиологическое направление ботаники складывалось преимущественно как учение о функциях растительного организма. В связи с этим течением все большее значение приобретало изучение внутреннего строения растения. Вскрытие же сущности физиологических процессов в значительной мере обусловливалось уровнем развития физики и химии и широким привлечением методов этих наук к физиологическим исследованиям. Позднее внимание исследователей стало привлекать изучение физиологии растения как целого (физиология онтогенеза, отношение к крайним условиям существования - засухоустойчивость, зимостойкость, солестойкость растений). К этому синтетическому направлению физиологии примыкают современные попытки представить физиологические функции растений в их взаимодействии и взаимообусловленности.

Такое изучение привело к сближению физиологического и морфолого-систематического направлений ботаники по ряду проблем, таких, как онтогенез, физиология и морфология размножения, экология, а в последнее время и фитоценология.

В процессе развития обоих основных направлений ботаники совершенствовались методы изучения, выделялись отдельные, особо актуальные для исследования стороны жизнепроявлений растений, в связи с чем возникала и углублялась специализация ботаников и происходило выделение в пределах этой науки самостоятельных научных дисциплин. В итоге в настоящее время ботаника представляет по существу объединение целого ряда взаимосвязанных наук.

Все вопросы строения растений, как внешнего, так и внутреннего, составляют содержание морфологии растений, в свою очередь подразделяющейся на собственно морфологию, анатомию, гистологию и эмбриологию растений. Морфология растений исследует закономерности и обусловленность внешней формы растения.

Анатомия растений выделилась в самостоятельную научную дисциплину как по предмету (внутреннее строение растений), так и по методу (использование микроскопической техники) исследования. В области анатомии растений в настоящее время в свою очередь сформировалось несколько направлений (описательная, систематическая, физиологическая, экологическая анатомия растений).

Из анатомии растений выделилась как самостоятельная отрасль цитология растений. Предметом этой научной дисциплины является изучение строения клеток. Изучение тончайших клеточных структур требует применения усовершенствованных методов изготовления и обработки препаратов, а также специальных методов микроскопического наблюдения. С изобретением в сравнительно недавнее время (вторая четверть XX века) электронного микроскопа, позволяющего получать увеличение в десятки тысяч раз, возможности цитологических исследований очень сильно расширились.

Важную область микроскопического исследования растений представляет гистохимия растений, изучающая с помощью микрохимических реакций вещества, находящиеся в растительной клетке. Развитие этой сравнительно молодой отрасли знания имеет существенное значение, так как вплотную подводит исследователя к познанию обмена веществ в клетках.

Важным разделом морфологии в широком смысле является эмбриология растений - отрасль морфологии, исследующая закономерности зарождения растительного организма и первые этапы его развития.

Физиология растений изучает жизнедеятельность растений. Главнейшим проявлением жизнедеятельности является обмен веществ и связанный с ним обмен энергии. Эти явления лежат в основе роста и размножения растений, т. е. тех процессов, результаты которых человек в виде урожая использует непосредственно для удовлетворения своих потребностей.

Физиология растений занимается в основном автотрофными высшими растениями и в меньшей степени водорослями. Изучение физиологических особенностей бактерий, актиномицетов, дрожжей, плесневых грибов, благодаря необходимости применения специальных средств и методов исследования, а также ввиду большой практической важности этих организмов, выделилось в особую науку микробиологию, которая, помимо физиологии микроорганизмов, занимается также их морфологией и классификацией. В пределах микробиологии в свою очередь возникла специализация, выразившаяся в обособлении ряда направлений: технической, пищевой, сельскохозяйственной, водной, медицинской и ветеринарной микробиологии. Из физиологии растений выделилась и вторая дисциплина, приобретшая достаточную самостоятельность, - биохимия растений, основным содержанием которой является исследование процессов химических превращений как химических соединений, входящих в состав самого организма, так и веществ, поступающих в него из окружающей среды. Результаты биохимических исследований широко используются в ряде отраслей промышленности.

Экология растений, имеющая задачей изучение взаимоотношений растений и среды, представляет научную дисциплину, тесно связанную с морфологической ботаникой и с физиологией растений. Основным объектом экологии растений является так называемая "жизненная форма", определяемая совокупностью черт строения, отражающих приспособленность растения к окружающей его среде.

Связь растения со средой всегда выражается как приуроченность к некоторой амплитуде колебания факторов, влияющих на организм. При достаточном отклонении среды от наилучшей (оптимальной) у растений наблюдаются изменения интенсивности отдельных функций или даже изменения строения. Изучение реакции растений на изменение среды составляет вторую задачу экологии. Наконец, третьей задачей этой науки является изучение изменений, производимых растениями в окружающей среде. Экология растений пользуется и описательным и экспериментальным методом. Последнее сближает экологию с физиологией.

Особую отрасль ботаники представляет палеоботаника (палеонтология растений), задачей которой является изучение изменений растений во времени (геологическом). Факты, доставляемые этой наукой, имеют существенное значение для восстановления хода развития растительного мира.

Распределение растений в пространстве, как уже было указано, составляет предмет географии растений. Эта научная дисциплина развивалась в ряде направлений. Одно из них имеет задачей выяснение фактической картины распределения растений по земной поверхности. На основании этих данных путем сравнения состава флор различных территорий устанавливается ботаническая специфика последних. Это направление можно назвать сравнительной географией растений. Объяснение фактов географического распространения растений ищут либо в современном распределении жизненно важных условий - экологическая география растений, либо в условиях, которые имели место в прошлом, - историческая география растений. В последнем случае современное географическое размещение растений может служить основанием для воссоздания географических условий прошлого. Эти три раздела географии растений дополняют друг друга.

Географическая направленность исследовательской мысли захватывает также и науку о растительном покрове - геоботанику. В задачу геоботаники, кроме описания форм растительного покрова, их классификации и географического размещения, входит также исследование свойств фитоценозов и их отношений со средой. Растительный покров в его строении и других особенностях находится в глубокой зависимости от среды, определяется ею, и вместе с тем он сам оказывает на среду часто очень глубокое влияние. Взаимосвязь и взаимообусловленность фитоценоза и среды уже давно используются в практических целях для ориентировки в характере климата, плодородия почвы и т. д. Совокупность закономерностей, позволяющих использовать растительный покров в качестве показателя (индикатора) тех или иных особенностей местности, обобщается в настоящее время особым разделом геоботаники - индикационной геоботаникой.

Систематика растений имеет две тесно связанные задачи: классификацию растений и восстановление истории их эволюционного развития. Классификация имеет прямое практическое значение, так как для того чтобы судить о том или ином виде растений, его свойствах и качествах, необходимо уметь отличать этот вид, выделять его среди других, в большей или меньшей степени сходных. Современная систематика использует при построении классификации по возможности все сведения, накопленные наукой относительно данной группы растений. Такой синтетический подход к задачам систематики более ярко выражен в некоторых разделах, представляющих, благодаря своеобразию объектов и методов их исследования, как бы самостоятельные науки. Таковы альгология (учение о водорослях), бактериология, микология (учение о грибах) и лихенология (учение о лишайниках). На базе систематики возникла как более обособленная область ботаники фитопатология - учение о болезнях растений. Эта наука по преимуществу ботаническая, поскольку возбудителями болезней растений особенно часто являются грибы, реже бактерии и миксомицеты.

Другая задача систематики растений - филогения растений - решается путем сравнения организации растений (сравнительно-морфологический метод), исследования их индивидуального развития (онтогенетический метод) и данных о растениях минувших геологических эпох (палеоботанический метод). При этом учитываются сведения о геологической истории Земли и об изменениях в географической обстановке жизни растений.

Возникновение в историческом развитии науки ряда ботанических дисциплин не привело, однако, к их полному обособлению. Наоборот, с течением времени необходимость для каждой из них использовать данные соседних разделов все возрастает. С этой точки зрения ботаника продолжает оставаться единой наукой, отдельные направления которой дополняют друг руга.

Развитие ботаники в России. Обычно историю развития ботаники в России начинают с открытия в Петербурге в 1725 г. Академии наук. В известной мере это правильно, но и значительно раньше у нас производилось некоторое изучение растений. Еще в XVII веке у нас существовали "аптекарские огороды", где выращивались и, несомненно, так или иначе изучались лекарственные растения. Публиковались даже "травники", аналогичные тем, которые были распространены в то время в Западной Европе.

Среди деятелей Академии наук в первый период ее существования были и выдающиеся ботаники, такие, как С. Г. Гмелин (1745-1774), П. С. ?аллас (1741-1811) и другие. Они занимались преимущественно флористикой, выявляя естественные производительные ресурсы огромной и не изученной в этом отношении страны. Среди них был и Кельрейтер, первый в мировой науке получивший экспериментально гибриды растений ("растительные мулы", как их тогда назвали).

Среди преобладавших иностранцев в Академии наук очень скоро выдвинулись и талантливые русские ученые. Из них прежде всего нужно указать адъюнкта Академии, "солдатского сына" Степана Петровича Крашенинникова (1711-1755), много работавшего вместе с Гмелином, давшего превосходное описание Камчатки и позднее изучавшего флору Петербургской губернии. Немного позднее С. П. Крашенинникова, в XVIII веке, выдвинулся акад. Василий Федорович Зуев (1759-1794) (тоже из "солдатских детей"), работавший первоначально с Палласом.

 

А. Н. Бекетов (1825-1902)
А. Н. Бекетов (1825-1902)

 Ему, между прочим, принадлежит один из первых на русском языке учебников (1786) естественной истории (главным образом ботаники), оцененной Палласом как лучший не только в русской, но и в иностранной литературе.

Флористическое направление ботаники, характерное для XVIII века, продолжало преобладать и в первой половине XIX века. Здесь ведущими фигурами были Карл Антонович Триниус (1778-1844), Франц Иванович Руперхт (1814-1870), Николай Степанович Турчанинов (1796- 1863) и другие. Первым итогом изучения флоры нашей страны явилась классическая "Flora rossica" дерптского профессора Карла Ледебура (1775-1851).

Указанный период становления нашей ботаники, занимающий XVIII и первую половину XIX века, можно назвать в общем флористическим. После него начинается новый период (вторая половина XIX века и до Великой Октябрьской социалистической революции).

Здесь можно указать следующих ученых:

Лев Семенович Ценковский (1822-1887), профессор последовательно Петербургского, Одесского и Харьковского университетов, крупнейший ученый-протистолог (учение о низших организмах), один из основоположников этого направления в мировой науке. Своими работами он оказал большое влияние на изучение низших растений как у нас, так и за границей. Его учеником и продолжателем был крупнейший миколог Михаил Степанович Воронин (1838-1903).

Андрей Николаевич Бекетов (1825-1902), профессор Петербургского университета и прогрессивный общественный деятель, автор ряда превосходных руководств по ботанике, был биологом широкого профиля и убежденным эволюционистом, развивавшим некоторые дарвиновские по существу мысли еще до появления "Происхождения видов".

А. Н. Бекетов создал большую школу учеников, в основном фитогеографов (Г. И. Танфильев, Н. И. Кузнецов, А. Н. Краснов. В. Л. Комаров и др.). Многие из них в свою очередь оставили большие школы, разрабатывающие указанное направление и в настоящее время. Учеником А. Н. Бекетова и в известной мере его продолжателем был К. А. Тимирязев.

Андрей Сергеевич Фаминцын (1835-1918) - профессор Петербургского университета, в конце жизни академик. По специальности ботаник-физиолог, один из первых у нас специалистов в этой области, автор весьма ценной для своего времени сводки "Обмен веществ и превращение энергии в растениях" (1883), имевшей большое значение в развитии у нас физиологических знаний.

 

Д. И. Ивановский (1864-1920)
Д. И. Ивановский (1864-1920)

Крупнейшими учениками А. С. Фаминцына были О. В. Баранецкий, И. П. Бородин, Д. И. Ивановский, В. А. Ротерт, С. Н. Виноградский и другие.

Осип Васильевич Баранецкий (1843-1905) особенно известен своими (совместно с А. С. Фаминцыным) исследованиями гонидий лишайников, подготовившими учение о двойственной (из гриба и водоросли) природе лишайников. Кроме того, О. В. Баранецкий дал ценные работы по анатомии и физиологии растений.

Иван Парфеньевич Бородин, давший прекрасные работы по дыханию облиственных побегов, особенно известен как блестящий лектор и популяризатор, автор классического "Курса анатомии растений".

Дмитрию Иосифовичу Ивановскому (1864-1920) принадлежит заслуга мирового значения - открытие фильтрующихся вирусов, что положило начало новому разделу биологии.

Владислав Адольфович Ротерт (1863-1916) - анатом и физиолог растений, изучавший преимущественно физиологию роста, положивший этим начало так называемой физической физиологии (в противоположность более разрабатывавшейся химической физиологии, т. е. учению о превращении веществ).

Сергей Николаевич Виноградский создал себе мировую известность открытием хемосинтеза у бактерий, а также усвоения элементарного азота некоторыми свободно живущими бактериями. Эти исследования и до сих пор лежат в основе микробиологии почвы и учения о ее плодородии.

Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920) - профессор Петровской (ныне Тимирязевской) сельскохозяйственной академии и затем Московского университета, крупнейший физиолог растений, автор классических исследований по фотосинтезу. Подобно своему учителю А. Н. Бекетову, К. А. Тимирязев отличался широтой научного кругозора, интересом к научной методологии и особенно к вопросам дарвинизма, где он был наиболее ярким и авторитетным не только борцом и пропагандистом, но и продолжателем дела Дарвина. К. А. Тимирязев имел очень большое влияние на современную ему молодежь. Он был безусловно прогрессивным деятелем, страстно отстаивавшим свободу науки от многочисленных покушений на нее со стороны самодержавия и вместе с тем многократно подчеркивавшим долг науки перед народом.

К. А. Тимирязев создал большую школу учеников.

К. А. Тимирязев (1843-1920)
К. А. Тимирязев (1843-1920)

 

Д. Н. Прянишников (1865-1948)
Д. Н. Прянишников (1865-1948)

Из прямых учеников К. А. Тимирязева только ?. ?. Крашенинников и отчасти Л. А. Иванов продолжали его научную тематику (фотосинтез), другие же повели каждый свои особые линии научной работы в области физиологии растений. Из них мы остановимся на В. И. Палладине и Д. Н. Прянишникове, двух крупнейших учениках К. А. Тимирязева.

Владимир Иванович Палладин (1859-1922), профессор Петербургского университета (ранее Варшавского и Харьковского), потом академик, много и очень продуктивно работал, особенно по изучению химизма дыхания растений и тесно связанного с ним спиртового брожения. В этой же преимущественно области работал его ближайший ученик и преемник по кафедре Сергей Павлович Костычев, с еще более выраженным биохимическим направлением своих исследований. В. И. Палладин и С. П. Костычев воспитали очень большую школу учеников (В. Р. Заленский, ?. ?. Иванов, С. Д. Львов, Н. А. Максимов, Д. А. Сабинин и др.), разрабатывавших далее как физиологию, так и выделившуюся позднее биохимию растений.

Дмитрий Николаевич Прянишников (1865-1948), профессор Петровской (ныне Тимирязевской) сельскохозяйственной академии, потом академик, объединял в своих работах две науки: физиологию растений и агрохимию. Область физиологических работ его - азотистый обмен у растений. Широко известно его учение о роли аммиака "как альфы и омеги" в превращении белковых веществ. Также много работал он по агрохимии, уделяя большое внимание проблеме химизации почв. В той и другой науке Д. Н. Прянишников создал большие школы учеников.

Классические работы Д. Н. Прянишникова приобрели исключительное значение в связи с задачей повышения продуктивности сельского хозяйства на базе широкого применения химизации.

В тот же период русскими ботаниками широко разрабатывались различные разделы морфологии растений.

Иван Николаевич Горожанкин (1848-1904) - профессор Московского университета, морфолог, выдвигавший на первый план изучение онтогенеза растений. Он первый показал, что оплодотворение у семенных растений осуществляется путем перехода ядра из пыль цевой трубки в яйцеклетку, открыл у растений протоплазменные соединения между клетками (плазмодесмы). Ему же принадлежит ряд классических работ по онтогенезу вольвоксовых водорослей.

И. Н. Горожанкин имел большую школу учеников, преимущественно морфологов онтогенетического направления. Из них особо следует остановиться на некоторых.

И. Н. Горожанкин (1848-1904)
И. Н. Горожанкин (1848-1904)

 

В. И. Беляев (1855-1911)
В. И. Беляев (1855-1911)

Владимир Иванович Беляев (1855-1911) особенно известен своими классическими исследованиями мужского полового поколения (гаметофита) папоротникообразных растений, что дало возможность эволюционно сблизить их с вышестоящими семенными растениями. В. И. Беляев также много сделал по разработке цитологического метода исследования онтогенеза растений. В частности, он является одним из пионеров в изучении редукционного деления клеточного ядра.

Михаил Ильич Голенкин (1864-1941) особенно известен крупной работой теоретического характера, опубликованной в 1927 г. В ней он развивает мысль, что причиной быстрого появления покрытосеменных растений в начале мелового периода было изменение климата в сторону большей сухости и яркости освещения, к которым были лучше приспособлены их очень пластичные вегетативные органы.

Лев Иванович Курсанов (1877-1954) - миколог; его основные работы посвящены морфологии, цитологии и экспериментально-физиологическому исследованию паразитных (главным образом ржавчинных) грибов и грибов, поражающих древесину.

Константин Игнатьевич Мейер (1881-1965) известен своими работами в области эмбриологии и филогенетической систематики мохообразных, а также в области альгологии. Им написаны широкие обобщающие труды по морфогении высших растений и происхождению наземной растительности.

Профессора Московского университета М. И. Голенкин, Л. И. Курсанов, Н. А. Комарницкий, К. И. Мейер вместе с ?. ?. Крашенинниковым, В. В. Алехиным (ученик М. И. Голенкина) и А. Л. Курсановым основали настоящий учебник.

К школе И. Н. Горожанкина следует отнести также Ивана Ивановича Герасимова (1862-1920), который широко известен своими экспериментальными работами по значению ядра в индивидуальной жизни клетки.

В области морфологии растений в широком смысле большие заслуги принадлежат Сергею Гавриловичу Навашину (1857-1930). С. Г. Навашин, профессор Киевского университета, потом академик, завоевал себе мировую славу, в первую очередь знаменитым открытием двойного оплодотворения у покрытосеменных растений (1898). Навашину принадлежит также большой ряд превосходных работ по изучению деталей кариокинетического и редукционного деления ядра, строения хромосом и т. д. 

С.  Г. Навашин (1857-1930)
С. Г. Навашин (1857-1930)

 

В. Л.  Комаров (1869-1945)
В. Л. Комаров (1869-1945)

В этом направлении он создал свою большую цитологическую школу (Е. А. Левитский, В. В. Финн, М. С. Навашин, ?. ?. Герасимова-Навашина и другие).

Указанными крупными научными течениями, а также и другими, примыкающими к ним, и продвигалась русская ботаника во второй половине XIX - начале XX века. По некоторым разделам, особенно по микробиологии (С. Н. Виноградский), физиологии растений (В. И. Палладин и С. П. Костычев), морфологии (И. Н. Горожанкин, В. И. Беляев), цитологии и эмбриологии (С. Г. Навашин), русская наука заняла ведущее положение.

Во второй половине XIX века продолжалось начатое еще в XVIII столетии изучение флоры России как в центральных районах, так особенно на периферии. При этом были описаны многие новые, еще неизвестные науке виды и даже роды, публиковались обзоры и монографии, получившие широкое признание в мировой науке. Вместе с тем выяснялось флористическое своеобразие отдельных территорий, что послужило основой для создания, главным образом уже в советское время, местных, или региональных, флористических сводок. В этом отношении большая заслуга принадлежит ботаникам не только крупных научных центров, но и местных (Н. С. Турчанинов - автор байкальско-даурской флоры, П. Н. Крылов - автор флоры Алтая и Западной Сибири и др.), работы которых также сыграли большую роль в познании флористического богатства нашей родины. Изучение флоры привело к постановке вопроса об истории развития флоры России (Ф. И. Рупрехт, Д. И. Литвинов, А. Н. Краснов, С. И. Коржинский и др.).

Одновременно с развитием флористических исследований шло изучение растительного покрова нашей родины. Теоретические основы учения о растительном покрове были заложены С. И. Коржинским и И. К. Пачоским.

На пороге XX столетия в связи с важным хозяйственным значением растительного покрова возникла необходимость его картографирования. Первые мелкомасштабные карты растительности России были созданы С. И. Коржинским (1899) и Г. И. Танфильевым (1903).

Развитие ботаники в России в начале XX столетия шло в общем по тем же направлениям. Несмотря на отдельные, порой крупнейшие достижения русская ботаника дореволюционного времени была представлена в целом немногочисленными учеными. Положение коренным образом изменилось после Великой Октябрьской социалистической революции. С этого времени наука становится у нас общенародным делом, реформируются старые и создаются многочисленные новые научные учреждения, быстро растет число лиц, посвящающих свою жизнь науке.

После Октябрьской революции многие ботанические исследования приобрели хозяйственную целеустремленность.

Успехи отечественной ботаники в советский период огромны. Прежде всего чрезвычайно выросли научные сведения о флоре и растительном покрове нашей родины. В начале 20-х годов по инициативе Н. И. Кузнецова положено основание систематическому картографированию растительного покрова, и к настоящему времени в этом направлении достигнуты большие

 

Н.  И.  Вавилов (1887-1943)
Н. И. Вавилов (1887-1943)

успехи, выразившиеся, в частности, в издании под редакцией ?. М. Лавренко и В. Б. Сочавы "Геоботанической карты СССР" в масштабе 1 : 4 000 000 с двухтомным пояснительным текстом к ней. Изучение растительного покрова нашей страны привело к необходимости дальнейшего развития теоретических основ геоботаники; инициатива и значительная роль в этом принадлежат акад. В. Н. Сукачеву и В. В. Алехину. Около середины 30-х годов под руководством В. Л. Комарова началось составление "Флоры СССР". Это ныне завершенное тридцатитомное сочинение, созданное коллективным трудом многих советских ботаников, наряду с геоботанической картой получило широкое международное признание. В советское время создан также ряд новых местных, в частности республиканских, "Флор".

Вопросы систематики растений интенсивно разрабатываются сейчас, с одной стороны, в непосредственной связи с флористическим изучением страны, а с другой - в плане общих проблем филогении растений. В этом отношении существенные результаты были достигнуты Б. М. Козо-Полянским, К. И. Мейером, А. А. Гроссгеймом, А. Л. Тахтаджяном. Систематическое и флористическое направление ботанических исследований получило развитие и в отношении низших растений (работы К. И. Мейера, особенно по водорослям Байкала, А. А. Еленкина по сине-зеленым водорослям, Д. Д. Коршикова по флоре водорослей Украины, В. А. Траншеля и Л И Курсанова по ржавчинным грибам, Б. Бондарцева по трутовым грибам, С. И. Ванина и В. В. Миллера по грибам-древоразрушителям, Н. А. Красильникова по актиномицетам и др.). Работы в области микологии развивались в тесной связи с запросами учения о болезнях растений, и в этом отношении выделяется научно-организационная деятельность A. А. Ячевского. Много сделано для развития фитопатологии А. С. Бондарцевым, С. И. Ваниным, Н. А. Наумовым и рядом других ботаников.

Достижения советской анатомии растений выразились в широком развитии эколого-анатомических исследований (П. А. Баранов, О. Н. Радкевич, В. К. Василевская), многие из которых были выполнены в связи с решением практических задач. B. Ф. Раздорским была разработана новая теория механического строения растений. Большой цикл работ выполнен В. Г. Александровым и его учениками специально по анатомии культурных растений. 

И. В. Мичурин (1855-1935)
И. В. Мичурин (1855-1935)

Рост анатомии растений в нашей стране получил отражение также в создании в советское время оригинальных руководств по этой отрасли ботаники (В. Г. Александров, В. Ф. Раздорский, А. А. Яденко-Хмелевский).

В области физиологии растений следует отметить прежде всего выделение из нее и оформление в качестве самостоятельных дисциплин биохимии растений и микробиологии, развивающихся в тесной связи с запросами практики.

Что касается собственно физиологии, то в этой области теоретически и практически важные успехи были достигнуты в направлениях экологической физиологии (В. Н. Любименко, Н. А. Максимов, Л. А. Иванов и др.), физиологии онтогенеза и физиологии отдельных хозяйственно важных растений.

Как характерную для советского периода развития ботаники черту следует отметить тесную связь многих исследований с запросами практики. Помимо сделанных выше замечаний, в этом отношении надо отметить широкое развитие исследований диких полезных растений (кормовых, лекарственных и др.) с целью введения их в культуру или рационального использования имеющихся запасов. Немалое внимание, особенно в физиологических исследованиях, уделяется и культурным растениям. Последние уже в дореволюционное время привлекали к себе внимание еще и с генетической точки зрения, а в связи с этим и со стороны их географического происхождения. Эта последняя проблема была в центре внимания акад. Н. И. Вавилова, который в итоге ряда экспедиций создал уже в советское время стройную теорию центров происхождения культурных растений, которая получила дальнейшее развитие в трудах его учеников и последователей.

Только в советское время было обеспечено широкое развитие работ И. В. Мичурина. Он работал по выведению новых сортов главным образом плодовых и ягодных растений, причем ставил перед собой задачу переделки природы растений. При этом были вскрыты некоторые закономерности в развитии и формировании растений, имеющие и общебиологическое значение. И. В. Мичурин пришел к выводу, что наследственная природа особи выявляется в процессе индивидуального развития при непосредственном влиянии условий существования. Вследствие этого, по Мичурину, развитие особи может быть направлено в желаемую сторону главным образом при условии "расшатанной" наследственности. Помимо теоретического значения, работы И. В. Мичурина представляют и большой практический интерес, так как среди ассортимента выведенных им сортов (свыше 300) многие могут быть использованы в промышленном плодоводстве.

 


1 Среди бесхлорофилльных растений очень немногие автотрофны, как например некоторые бактерии, способные к построению органического вещества с использованием не световой энергии, как при фотосинтезе, а энергии химических процессов, совершающихся в клетке (так называемый хемосинтез).

2 Фармакопея - кодекс медицинско-фармацевтического законодательства, определяющий круг применяемых в медицине и ветеринарии лечебных и профилактических средств.

3 Академическая карьера С. П. Крашенинникова и В. Ф. Зуева представляет, как кажется, интерес и со стороны общей истории нашей культуры. Она показывает, что борьба с несомненно существовавшим в Академии наук "немецким засильем" велась не только гениальным Ломоносовым, но и другими русскими учеными, гораздо более скромного масштаба. Вместе с тем она иллюстрирует и то общее положение, что пионеры русской науки происходили преимущественно из "низов" тогдашнего общества.

4 До А. С. Фаминцына некоторые экспериментальные работы по физиологии растений были сделаны в Московском университете Железновым и Рачинским. Однако названные ученые не оставили большого следа в науке.