Печать

Страница 12

. Posted in Серебряков МОРФОЛОГИЯ И АНАТОМИЯ РАСТЕНИЙ

В определенной последовательности и только постепенно приняли современный вид. Понять закономерности этого становления можно при учете следующих моментов.

Во-первых, ботаника развилась под влиянием практических потребностей человеческого общества.

Во-вторых, развитие ботаники нельзя отделить от общей истории человечества — развития и смены общественных формаций, развития культуры с ее борьбой прогрессивной материалистической мысли против реакционного идеализма.

В-третьих, конкретное время возникновения того или иного раздела ботаники и особенности его дальнейшего формирования во многом зависели от состояния смежных наук. Например, анатомия растений могла возникнуть только после изобретения микроскопа, и весь дальнейший успех этой науки был связан с успехами оптики. Физиология растений могла возникнуть только после того, как химия получила научную основу и были разработаны приемы химического анализа. ~~

Наконец, развитие науки подчиняется общим законам познания — от простого к сложному, от внешнего и случайного к глубоким внутренним закономерностям.

Момент зарождения какой-либо науки определяется появлением первого систематизированного обобщения человеческих знаний в этой области в письменном виде. Хотя много разнообразных и полезных сведений о растениях было накоплено первобытными народами, а затем в древних государствах Индии, Египта, Передней Азии и Китая, обладавших уже письменностью, но все же первое письменное обобщение знаний о растениях и, следовательно, возникновение ботаники как науки связывают с трудами греческого ученого Теофраста (372—287 до н. э.), который оставил несколько книг, специально посвященных растениям.

Дальнейшее развитие ботаники в античной Греции и в Риме шло под влиянием потребностей земледелия и медицины. В связи с этим важно было научиться различать полезные и вредные растения по внешним признакам, и это определило начало морфологии. Однако и в это время, и в последующий период средневековья, охвативший целое тысячелетие человеческой истории, развитие общества шло крайне медленно и никак не способствовало прогрессу наук. Потребности феодального общества были очень ограниченными. Религия душила всякую живую мысль, и ботаника того периода представляла причудливую смесь суеверных легенд с толкованиями Библии и других религиозных книг.

Книжный, схоластический (лат. schola — школа) подход не допускал самостоятельного, опытного исследования природы. Только кое-где выращивали лекарственные растения и изучали их свойства.

Решительный перелом в развитии ботаники произошел в XV веке, в эпоху Возрождения. Ф. Энгельс назвал эту эпоху «величайшим прогрессивным переворотом из всех пережитых до того времени человечеством»1. Как в социально-экономическом отношении, так и в области идеологии произошли.