Печать

Страница 4

. Posted in Серебряков МОРФОЛОГИЯ И АНАТОМИЯ РАСТЕНИЙ

Введение

Содержание ботаники. Ботаника — сложная система научных дисциплин, изучающих растительный мир во всем его богатстве форм и жизненных —проявлений. Вместе с зоологией, изучающей животный мир, она входит в состав биологии — науки о живых существах, о жизни во всех ее проявлениях.

В средней школе не ставится вопрос о том, где проходит граница между миром растений и миром животных: к растениям относят бактерии, грибы, все водоросли и высшие (т. е. обладающие листостебель-ными побегами) растения. В этом же традиционном понимании растительный мир изучается в курсе ботаники в педагогических институтах.

Однако граница между миром растений и миром животных, а также число царств живого мира далеко не бесспорны. Бактерии и сине-зеленые водоросли (цианеи) настолько резко отличаются от остальных живых существ по своей организации, что их выделяют в особое надцарство прокариот (доядерных организмов). Они лишены оформленного ядра, у них нет типичного митоза, мейоза, полового процесса. Эти, а также целый ряд других особенностей в строении и жизнедеятельности прокариот (греч. протос — первый; карион — ядро) говорят об их большей примитивности по сравнению с другими организмами, объединяемыми в надцарство эукариот (греч. эу — хороший). Установлено, что прокариоты — самые древние организмы на Земле (не менее 2—3 млрд. лет).

Как особое царство живых существ, входящее в надцарство эукариот наряду с царствами растений и животных, в настоящее время рассматривают грибы, так как они отличаются от типичных зеленых (точнее, окрашенных и способных к фотосинтезу) растений рядом признаков. Важнейший из них — отсутствие у грибов хлорофилла и других пигментов, определяющих способность к фотосинтезу. Полагают, что грибы как самостоятельная ветвь эволюции возникли в то время, когда царства растений и животных еще не обособились друг от друга.

Подробнее этот вопрос можно обсуждать только после изучения систематики, микробиологии, биохимии, цитологии и ряда других дисциплин.

Типы обмена веществ. Все живые существа обнаруживают между собой фундаментальное сходство. В них найдены только те химические элементы и только те формы энергии, которые имеются в окружающей их неживой среде, и это может служить одним из доводов к тому, что все живые существа возникли естественным *путем из неживой природы.