Печать

Страница 9

. Posted in Серебряков МОРФОЛОГИЯ И АНАТОМИЯ РАСТЕНИЙ

Загрязнение Мирового океана нефтью или продуктами радиоактивного распада, ядерные взрывы, неумеренный отлов рыбы, уничтожение лесов подрывают состояние природы в глобальном масштабе. Именно поэтому в наше время так важно заключение международных соглашений по охране природы. Коммунистическая партия и Советское правительство постоянно выступают в качестве инициаторов таких соглашений. Советские ботаники давно и плодотворно сотрудничают с зарубежными учеными по многим вопросам охраны природы.

Социалистический общественный строй в полной мере обеспечивает рациональное природопользование, поскольку все природные ресурсы составляют общенародную собственность, а народное хозяйство развивается на научной основе. Защита, восстановление и обогащение природы входят в наши государственные планы.

Важную и сложную проблему представляет охрана типичных участков растительности, редких и исчезающих видов растений. Одним из основных направлений их охраны является организация заповедников. В нашей стране существует свыше 100 таких заповедников, территория которых навечно изъята из всякой хозяйственной деятельности. Заповедники, расположенные в разных районах нашей страны, включают типичные участки всех природных объектов.

Наличие заповедников и заказников не гарантирует сохранения всех редких видов растений, так как многие из них рассеяны на обширных пространствах. Необходимо охранять от истребления и те виды растений, которые встречаются достаточно часто, но подвергаются массовым сборам из-за своей декоративности, целебных и прочих полезных свойств.

Эти задачи могут быть решены только в том случае, если государственные формы охраны природы (плановое развитие народного хозяйства, государственный контроль) будут поддержаны массовыми общественными организациями по охране природы и опираться на понимание природоохранительных идей всеми советскими гражданами.

Сознание личной ответственности за судьбу природы родного края должно быть заложено в общеобразовательной школе. Важную роль в этом играет курс биологии. Учитель биологии должен ознакомить учащихся с основными природоохранительными мероприятиями, вовлечь школьников в исследовательскую и практическую деятельность по охране природы, привить им любовь к родному краю. В курсе биологии учащиеся должны получить прочное убеждение в том, что в основе разумной и красивой жизни человечества лежит глубокое и всестороннее изучение природы.

Преподавание ботаники в средней школе направлено на воспитание активных защитников природы, понимающих научные основы охраны природы и способных сознательно избрать ту или иную профессию.

Разделы ботаники. Растения изучают с различных сторон. Исторически возник ряд разделов, каждый из которых решает свои задачи и использует собственные методы исследования.

Морфология (греч. морфа — форма; логос — слово, учение) изучает внешние формы и внутренние структуры, воспринимаемые непосредственно человеческим глазом или с помощью инструментов (лупы, светового или электронного микроскопов). Этот раздел можно также назвать с т р у к-